Основные элементы экосистем

Согласно обзору учебника СDTO об элементах цифровой экономики искусственный интеллект, оказался одним из элементов экосистемы. В частности ИИ в области речевых роботов выделяется претендует на роль главного элемента, решающего проблемы больших ИТ компаний, которые создают несколько продуктов на одну и ту же аудиторию размером порядка 1-10 млн пользователей и выше. В статье я хочу показать на базе каких ещё элементов можно построить экосистему и решить проблемы рассматриваемые ранее в моей группе «Стратегия экосистем».

Кратко. Какие проблемы? Современные ИТ гиганты типа гугл и эпл смогли достичь высокой скорости воспроизводства капитала и захватить олигопольный доступ к предложению рекламных услуг. Стоимость запуска новых бизнесов и стартапов стало сильно зависеть от интернет рекламы и процента отчисляемого в разные «сторы». Повышение стоимости рекламы систематически снижает маржу и требует искать другие пути продаж либо объединяться в экосистемы. При этом конверсия интернет рекламы также постоянно падает.

Проблемы роста ИТ компаний выявляют нехватку скорости роста компетенций у среднего звена, если не создается полноценный обмен информации/знаний внутри ИТ компаний. При этом существующая система организации труда программистов стимулирует их заниматься исключительно своей командой или своим продуктом. Скорость потоков информации требует создания аналога внутреннего телевидения или какого-то аналогичного инструмента. Примерно такие же проблемы были в индустриальном менеджменте и решались они в основном за счет оргструктуры и «разделения труда».

Нежелание решать эти проблемы на уровне архитектуры компании приводит к выгоранию ведущих специалистов и утечке знаний из компаний. Вместе с тем существуют подходы, например масштабированный аджайл, которые позволяют в некоторых случаях решить большинство проблем указанный выше. Однако специалисты которые их внедряют не имеют мышления уровня руководителей компании и внедряют новые методы формально. В чем же заключается такое новое мышление? Где потерянный элемент?

Применение аджайл технологий в маленьких компаниях стартапах опирается на совместное участие в прибыли и результатах интеллектуального труда. А в больших компаниях, которые показывают быстрый рост по численности совместное владение результатами отсутствует. Все попытки заменить базовые экономические механизмы на нематериальную мотивацию работают недолго. Таким образом происходит подмена главного элемента. В чем это выражается? Наемные программисты хорошо пишут код который нужно запустить. Но как он будет эксплуатироваться это не их проблема. Нет замыкания цикла Колба. Ровно такая же проблема была в строительной отрасли где разделялось строительство и эксплуатация.

И проводила это разделение все к тому же увеличению полной стоимости владения. Только в том случае если экономические механизмы стимулируют снижать полную стоимость владения во владельцах продукта могут появиться заинтересованные новые собственники. Таким образом организация экосистемы, которая систематически снижает стоимость владения возможна только на механизмах построения технологических цепочек, где каждая часть цепочки может увеличиваться независимо от других.

Технологии искусственного интеллекта естественным образом являются таким элементом цепочки. Кроме этого она защищается патентным правом и другими законами. Вопрос стоит только в том как выделить части программного комплекса так, чтобы он был гибким и развивающимся.

Если мы возьмем в качестве примера франшизу голосового робота, который позволит например увеличить конверсию с обычных трех процентов до 10-15 при предложении услуг, то мы сможем организовать быстрый рост всех элементов экосистемы. 1-10 млн пользователей это большой город-миллионник, в котором жители тратят более 50% своих доходов на услуги по покупке недвижимости и транспорта и питания. Вокруг этих сервисов можно создать полноценный рынок.

Так сложилась тарифная политика в наших ценах, что занимаясь одной недвижимостью и транспортом мы получим львиную долю расходов домохозяйств. Для более богатых пользователей в эту корзину войдут еще образование и другие услуги, которых также ограниченное количество. Возможно в будущем тарифная политика поменяется, но прежде чем рассмотреть комплементарные услуги по основным затратам потребительской корзины отметим, что этот голосовой робот имеет доступ к одним и тем же покупателям. Ко всем покупателям. Поэтому если будет оказываться полноценная услуга, то конверсия возрастет. И наоборот, негативное отношение возрастет, если робот будет обзванивать с низкой конверсией. Про сотрудничестве с таким элементом экосистемы у компаний экосистемы появится единая модель потребительского поведения, которая сейчас добывается каждым продуктом самостоятельно.

Собственно на уровне архитектуры экосистемы никто не рассматривает объединение данных о поведении миллионов пользователей, как необходимый шаг. Вместе с тем это единственно ценная информация, чтобы большое количество команд стали обмениваться информацией друг с другом. И таким образом была решена проблема операционной эффективности и передачи знаний. В самом деле, продуктовый подход и другие ценности новых гибких подходов ориентированы на поведение покупателя, на рынок. Совершенно не удивительно, что если не объединять знания команд в этой области не будет никакого продуктового подхода на уровне компании.

В недвижимости есть застройщики, которые продают квартиры и это целый ряд сервисов, которые уже представлены на рынке. Есть сервисы посуточной аренды или гостиниц, которые похожи по своей бизнес-логике. Есть строительные бригады которые делают ремонт и обслуживаются в магазинах типа DIY (Все инструменты, леруа и подобные им). Все эти рынки достаточно емкие и в случае успешного пользовательского опыта покупать будут у вас а не в этих магазинах, мобильное приложение, которого нужно установить, авторизоваться, там будет что-то не работать. Данные будут сливаться каким-то фирмам, которые тем же самыми голосовыми роботами будут заспамливать телефон или другие каналы доступа к пользователю.

В свою очередь сервисы посуточной аренды недвижимости и аренды автомобилей функционально это право прохода в какое-то помещение. Если они будут делаться по одному принципу, то можно сэкономить очень много кода. Собственно так я понимаю лоукод, а не в том формате, как это делается в аналогах гугл-документов. Функция ключа и доступа это всего лишь один из возможных вариантов переупаковки услуг. Лоукод это про оптимизацию и упрощение получения своих услуг. Упрощение клиентского пути. Каждый кто сталкивался с десятками скидочных карт, банковских карт, транспортных карт, понимает, что есть просто функция авторизации. Таким образом вторым элементом помимо голосового робота является компании лоукода.

Рассмотрим далее транспорт. Есть покупка транспорта и есть владение. Также как с недвижимостью. Владение в собственности либо в аренду. Собственно по такой же схеме построены таксопарки. Есть те кто предоставляет автомобили — таксопарки. Есть те кто их ремонтирует. Есть таксисты, которые за все это платят. В случае владения собственным автомобилем можно рассмотреть франшизу доставки автозапчастей. В случае своей экосистемы можно устранить посредников. Лоукод компания, которая уже сейчас имеет решения позволяющая собирать решения для p2p взаимодействия

На первый взгляд это выглядит как супер приложение (superapp). Однако если обратиться у опыту быстрорастущей продажи франшиз, то там присутствуют 4 вида программных продуктов: собственно «базовая технология», учетная система настроенная под данный вид бизнеса (условная 1с), crm система обработки клиентов, и соответствующая ей база знаний о клиентах. Каждая из этих программ может иметь лицензию. Поэтому полная стоимость владения будет включать эти платы.

Сегодня франшизы несколько миллионов рублей. Голосовой робот меньше половины миллиона рублей. Франшиза автозапчастей требует своего склада на 2-2,5 млн рублей и 2-х продавцов. Все эти суммы подьемные при зарплате программистов 200-300 тыс рублей в месяц и более. Даже участники СВО могут быть новыми акционерами. Каждая из франшиз обещает доход в размере 200-300 тыс в месяц. Вопрос только в том, чтобы собственники договорились между собой.

Кстати, это основная проблема в групповой динамике ИТ команд. Классическую схему развития команды — модель зрелости это про выдвижение лидера и про согласие с тем кто это. После того, как у участников есть опыт оценки друг друга, в команде меньше конфликтов. Поэтому нет никакой разницы, где получать такие групповые компетенции в ИТ компании или в рамках совместного бизнеса. Поэтому предлагаю скинуться на покупку голосового робота и получить компетенции согласования интересов. Стоимость пая будет сравнима со стоимостью тренинга.

Постиндустриальные работники умственного труда — объединяйтесь 🙂
Всем с новым учебным годом!


Пояснения для тех кто только присоединился.
Контекст зачем нужна экосистема описывает П.Г. Щедровицкий в своих выступлениях.
Название лекции собственно ставит основной вопрос: «Как предпринимателю встроиться в международную систему разделения труда«
Проблема которая может показать зачем нужно куда-то встраиваться — время жизни бизнеса. Жизненный цикл. Статистика говорит, что средний срок жизни 5 лет. Большие волны смены технологического уклада составляет 150 лет. Насколько компания сможет приблизиться к срокам большого технологического цикла (волны Кондратьева). Однако если рассматривать группу компаний как экосистему, то подобно организму в котором смерть одной клетки не приводит к гибели организма, можно этот срок продлить специальным механизмом.

Если предельно упростить выводы из выделения ПГЩ промышленных революций, то можно сказать, что с каждой новой революцией все больше технологизируется выскоквалифицированный труд. Сначала инженеры, потом проектировщики, потом исследователи, и вот сейчас мы видим как оцередь дошла до программистов.

Группа или кроссфункциональная команда, которая присутствует в большинстве ИТ компаний, которые представляют основу экоксистемы, занимается самостоятельным согласованием связей между основными элементами обмена информации. Согласовывает внутренний стандарт, говоря языком уходящего технологического уклада. Однако этот стандарт не появляется. И с ростом компании стоимость управления повышается, качество продуктов снижается.
Таким образом мы можем понять, что основные проблемы которые возникают в экосистемах, и соответственно архитектура, которая должна обеспечивать конкурентоспособность таких экосистем должна обеспечивать устранение этих проблем. А архитектура с свою очередь связана с групповыми процессами производства информационной системы.
Наоборот, когда есть стандарт согласование не нужно. Так всегда было в индустриальной экономике. И яркий пример этому — стандарты качества ИСО9000 и другие подобные им решения. В отлаженных системах есть матрицы компетенций и установленные интерфейсы полномочий. Собственно ИТ компании столкнулись с тем, что эти стандарты не работают при локальном применении. Хотя при этом они успели проникнуть в модели мышления и создают трудности для нового осмысления объекта управления.
Для применения старого подхода стандартов нужен не только мастер-стандарт из которого можно собрать определенную позицию (роль), но и человек который это сможет сделать. Такой человек не находится. Так было в классическом консалтинге. Так повторяется в ИТ компаниях где на роль аджайл коуча претендуют все кто получил сертификат.

Нужно отметить что в стандартах качества типа ИСО, находились эксперты, которые даже с эти стандартами умудрялись делать правильно. И это заслуга экспертов а не технологии или методологии. Тогда отдельное место отводилось «кружкам качества», которые собственно решали вопросы ошибок системы. Люди дающие рацпредложения выдвигались в кадровый резерв.
В настоящее время такие рацпредложения может давать любой и эти предложения не ценны. Внутренние чаты и форумы компаний приводят к такому обесцениванию. Хотя все красиво называется краудсорсинг.

Вместе с тем нужно учесть общую тенденцию каждого нового технологического уклада в сторону перекоммутации связей с образованием. Поэтому все элементы экосистемы можно рассматривать во взаимосвязи с указанными выше базами знаний и плохо отработанными процессами онбординга новых участников франшизы.